Старожилово - усадьба в Рязанской области (конезавод)



Старожилово - усадьба в Рязанской области (конезавод)

Старожилово - усадьба в Рязанской области (конезавод)

"Устроителем и хранителем усадьбы был Павел Григорьевич, уроженец г. Лебедянь Тамбовской губернии. Он командовал строительством Московско-Рязанской железной дороги в здешних местах, и  для воссоединения с семьёй приобрёл по близости поместье. Вот что поведал о нём Павел Говоров в "Рязанских усадьбах и их владельцах": Покинув спокойную службу чиновника в Сенате в 1857 году, он деятельно включился в железнодорожное строительство, считавшееся тогда непрестижным, неприбыльным, "вертепом разбойников". Получив концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, в марте 1865 года Павел Григорьевич вместе с инженером фон Мекком приступил к работе и завершил её в сентябре 1866 года.

Доход Дервиза от этого предприятия составил 7 миллионов рублей, излишне напоминать, что по тем временам это были очень большие деньги, и успешный предприниматель принялся скупать недвижимость в России и Европе. Очень быстро он и вовсе остыл к отечеству и эмигрировал на жительство за границу, оставив супругу и двоих сыновей в Рязанской глубинке на попечение брата Ивана Григорьевича. Именно брат управлял Старожиловским хозяйством поначалу, а затем к управлению подключился младший сын Дервиза - Павел Павлович. Вероятно после окончания строительства Кириц, Павел Дервиз пригласил Шехтеля в своё имение (конец 1880-х гг.), где решил устроить конезавод.

Стержневой постройкой в ансамбле является сам манеж для тренировки лошадей. Кирпичные службы, разные по высоте и конфигурации, формирующие небольшой городок, группируются в стороне от него. Здесь же высится, двухэтажный красно - кирпичный господский дом, с контрастирующими декоративными деталями, выложенными из более светлого палевого кирпича. Дом достаточно скромен и не притязателен по архитектуре.

Сам манеж, развёрнутый вдоль дороги величав и монументален в своей торжественной трёхчастной композиции и большой протяженности, имея повышенные объёмы по центру и на флангах. Выразительность ему сообщают двухцветная кладка, зубцы, ширинки и поребрики, стрельчатые и лучковые очелья окон, и опять же шатровые верхи кровель и множество пинаклей, поднимающихся высоко над кровлей на скатах фронтонов. Здесь напрочь отсутствует кирицкая изменчивость, подвижность, многоликость, и преобладают регулярные ритмы и статика. За то динамизм, напряжённость линий и стремление к высоте чувствовалось в культовой постройке - церкви Петра и Павла, сооружённой по проекту архитектора Д.И. Грима.

 В начале ВОВ весь племенной фонд конезавода, отправленный в тыл, погиб, но хозяйство, поставлявшее призёров, не ликвидировали. Дервиз доживал свои дни тихо и неприметно в Тверской области, где и был похоронен на сельском кладбище в 1943 г. как Павел Павлович Луговой."
 Starojilovo-1.jpg Конезавод функционирует по своему прямому назначению и сейчас и это, судя по всему, спасает его от разрушения, хотя часть строений нуждается в ремонте.
Starojilovo-3.jpg Starojilovo-4.jpg
Starojilovo4.jpg Starojilovo-5.jpg
Starojilovo-6.jpg  Starojilovo-9.jpg
Starojilovo8.jpg  Starojilovo-7.jpg
Starojolovo-10.jpg  Starojilovo-9.jpg
Starojilovo-12.jpg  Starojilovo4.jpg


Возврат к списку



   
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рязанской области


архитектурный свод памятников России

Издано под эгидой Министерства Культуры Российской Федерации.

Задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail*
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*