Усадьба деда Петра Великого



Усадьба деда Петра Великого

Усадьба деда Петра Великого

Примером деревянного жилого дома в духе образцовых проектов 1809–12гг. может служить дом Руровского (Серовых и Херасковых, пл. Свободы, дом 7) с четырехколонным портиком и балконом редкий сохранившийся в Рязани образец деревянной жилой застройки 1-й четв. 19в. в стиле ампир.

Схож с ним, видимо, был дом Г.Ф.Кобяковой на углу Астраханской и Праволыбедской (не сохранился.) с портиком и балконом с железной решеткой. Из обывательских домов Рязани в нач. 1820-х гг. подавляющее большинство (859) домов были деревянными, каменных насчитывалось лишь 54, и почти все они принадлежали городскому купечеству.

Начало Владимирской улицы со стороны лугов - древнейшая сторона г.Рязани; здесь что ни шаг, то глубокая история. После того как пройти монастырскую стену (здание швейной фирмы «Голубая Ока»), на Т-образном перекрестке Владимирской и Монастырской (Фурманова) улиц чудом сохранилось на находится в ужасном состоянии, ценное своей историей деревянное здание с колоннами. Это дом бывшей усадьбы дворян Херасковых. Через перекресток можно попасть на площадь Свободы.

До 1954 года в центре пересечения Владимирской улицы со Старогоршечной (Грибоедова) находилась церковь Воскресения Господня, уже в то время церковь находилась в плохом состоянии.

e19f8a26e3bb.jpg

  Первоначальные сведения о которой относятся к 1550 г., построена была зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым, тем, кто воздвиг Успенский Кафедральный собор в Рязанском кремле, каменный храм был построен в 1683 г. Воскресенский храм полностью разрушен был в 1950-х г чтобы «не мешал троллейбусному движению». На месте его поначалу выставили большие городские часы, потом и их убрали. С пустой пл.Свободы теперь видны Кремлевский вал и маковки Успенского собора Я. Бухвостова. До 1917 года, хорошо видимый с этого перекрестка Владимирской, стоял перед Кремлевским валом еще другой замечательный храм - Симеона Столпника, возведенный в 1693 году. Церковь Симеона Столпника входила в состав Симеоновсого (монастыря основан здесь в 1684г.)  

В 1722 году, по указу Петра I (при митрополите Стефане Яворском) в этом мужском монастыре открыта первая на Рязанщине «цифирная» школа. Отсюда, из Симеоновских монастырских стен пошла грамотность по Рязанской губернии. Церковь св. Симеона Столпника стояла на краю Старобаза площади перед р. Лыбедью. Между двумя церквями, Симеона Столпника и Входоиерусалимской, вдоль с р. Лыбеди и собирались издревле рязанские базары, до 1782 года, не перевели рынок на Астраханскую улицу, по новому плану Гостиные торговые ряды. На бывшей площади Старого базара стоит ныне здание фирмы «Ока» (Проезд Речников,д. 20). Церковь Симеона Столпника разрушена полностью; «мешала» устроить спуск со Старогоршечной (Грибоедова) улицы к р.Лыбеди, на проезд Речников.

Petr-pervyi.png

Площадь Свободы, где стояла церковь Воскресения, тоже место историческое, даже для России. Возле этой церкви 300 лет назад (между Грибоедова Подгорной улицами сегодня) располагалась усадьба деда (по материнской линии) Царя Петра I Кирилла Полуэктовича Нарышкина. В 18 верстах от Переяславля-Рязанского были их поместья: Алешня, Юрасово, Попасово, Желчино, ныне это Рыбновский район. В Желчине мать Петра I, Наталья Кирилловна, выстроила церковь во имя Николая Чудотворца, которая стояла до 1917 года. Были поместья у Нарышкиных и в Михайловском уезде, у отца царицы - в селе Старое-Киркино.

По материалам:
Свод памятников истории и культуры Рязанской области

Возврат к списку



   
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рязанской области


архитектурный свод памятников России

Издано под эгидой Министерства Культуры Российской Федерации.

Задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail*
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*