Фаянсовый иконостас Успения Пресвятой Богородицы в с. Ижевское



Фаянсовый иконостас Успения Пресвятой Богородицы в с. Ижевское

Фаянсовый иконостас Успения Пресвятой Богородицы в с. Ижевское

Одним из несомненных шедевров архитектурного зодчества является Успенская церковь при покровском кладбище. Построена церковь в популярном для начала 20-го века неорусском или псевдорусском стиле. Дата начала строительства 1914 окончание строительства и освещение в революционном 1917. Расписать церковь не успели, но вот заказать и установить иконостас смогли. И был это иконостас изготовлен «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод). Есть вероятность того что этот иконостас был последним произведённым изделием подобного рода на данном заводе, поскольку после революции все заводы Кузнецова в России были национализированы и производство иконостасов, естественно приостановлено. Всего на Тверском заводе Кузнецова было произведено 38 фаянсовых иконостасов. Сколько сохранилось до наших дней – точной информации нет. 

Сохранились иконостасы Кузнецова в целостной конструкции: - Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный Балашихинский район Московской обл. - Троицкая церкви г. Буэнос-Айрос Аргентина. - Церковь святого Владимира в г. Марианске-Лазне, Чехия. - Борисо-Глебский кафедральный собор г. Рязань. (Иконостас из села Ижевское) Сохранились данные о том, что иконостас был оплачен одним из храмодарителей. Крестьянин села Ижевское Иван Алексеевич господин Горелышев. Занимавший в то время должность головы Ижевской волости. До конца 20-х годов прошлого века в церкви проводились богослужения и отпевали усопших. Затем задние было национализировано и в нём было принято решение установить генераторы дизельной электростанции. Электростанция заработала благодаря стараниям инженера товарища Овцова. Электричество в село давали два раза в день по часу утром и вечером. Иконостас всё это время находился в помещении церкви-электростанции. Примерно в конце 50-х о том, что в некой закрытой сельской церкви сохранился удивительный по своей красоте фаянсовый иконостас узнал настоятель храма Бориса и Глеба в Рязани отец Борис Скворцов. 
 
Успенская церковь, фаянсовый иконостас, крестьянин Горелышев.
Он приложил все усилия для спасения и сохранения этой удивительной реликвии. Иконостас в Успенской церкви бережно разобрали специалисты реставраторы, и после бережной транспортировки собрали его в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани в приделе Василия Рязанского, где этот иконостас находится и поныне. В заключение хочу привести пример статистики сайта одного туристического агентства предлагающего туры в г. Марианске-Лазне. Согласно данным туроператора посмотреть на чудесный и редчайший по красоте и исполнению фаянсовый иконостас ежегодно приезжают примерно СТО тысяч туристов.
Раритет в селе Ижевское 
Может быть это рекламная уловка, а может и частью правда, только вот ни в одном путеводителе, справочнике, тематическом сайте, да вообще ни где, даже при особо сильной настойчивости вы не найдёте информацию о уникальном, одном из 4-х сохранившихся в мире фаянсовых иконостасов в города Рязани. На фото: Успенская церковь, фаянсовый иконостас, крестьянин Горелышев.
 И был это иконостас изготовлен «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).
  Автор статьи: Роденков Андрей Иванович  Как следует из отчетов Миргородской художественно-промышленной школы за 1899 - 1900 гг ., в указанные годы исполнялся т.н. «американский заказ» [1], а именно заказанный для посольской российской церкви в столице Аргентины Буэнос-Айресе майоликовый иконостас по проекту архитектора Н . Н . Никонова , тесно, как мы знаем сотрудничавшего с школой . Иконостас и по сей день украшает православный храм во имя Святой Троицы в Буэнос-Айресе. Интересно отметить, что на всех сайтах в интернете, посвященных этому храму, начиная с Википедии, содержится ошибочное утверждение, что « фарфоровый иконостас был изготовлен фирмой Кузнецова». [1] Отчет о состоянии Миргородской художественно-промышленной школы имени Н.В.Гоголя за 1900 год. — Полтава, 1901. — С.28-29

Возврат к списку



   
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рязанской области


архитектурный свод памятников России

Издано под эгидой Министерства Культуры Российской Федерации.

Задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail*
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*