Переяславль-Рязанский в XVII веке



Переяславль-Рязанский в XVII веке

Переяславль-Рязанский в XVII веке

Политический кризис Смутного времени завершился утверждением в России новой династии. В правление первых Романовых — Михаила Федоровича (1613-1645), Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682)— завершилось оформление крепост- ного права и зародились новые тенденции, связанные с формированием всероссийского рынка. Раздвинулись границы Российского государства, русские люди колонизировали новые земли. Социальные противоречия породили ряд крупных народных выступлений,поэтому современники назвали это столетие «Бунташным веком».На основе исторических источников, освещающих XVII столетие более полно, нежели предыдущие времена, посмотрим на Переяславль-Рязанский.

image002_0002.jpg

В палатах рязанского воеводы. Реконструкция.

Главным представителем власти, хозяином уезда и уездного города являлся воевода. Обычно он назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находились соответствующий город с уездом, в нашем случае—Рязанскому приказу. В Переяславле-Рязанском после Смуты и до середины 90-хгодовХ\/11 века сменилось более сорока воевод, каждый из которых состоял в должности в среднем от двух до двух с половиной лет. Исключением оказался назначенный при царе Михаиле Федоровиче князь Федор Иванович Лыков—он пробыл на посту рязанского воеводы более семи лет.Воевода управлял вверенным ему уездом, боролся с укрывательством беглых крестьян, вообще со всякими нарушениями законности и порядка.

Он следил за исправностью дорог и городских укреплений. Здесь первым помощником воеводы являлся городовой приказчик.Воевода обладал не только административными, но и военными функциями. Он назначал («верстал») на службу служилых людей «по отечеству» — бояр, дворян и детей боярских, вел их списки, где указывалось имение, жалование и исправность службы каждого. Воевода проводит периодические военные смотры служилых людей «по отечеству» и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа. В ведениивоеводы находились и местные служилые люди «по прибору»: стрельцы пушкари, затинщики.

К концу столетия граница отодвинулась далеко на юг и восток o т Переяславля-Рязанского, однако еще случались набеги крымских и но гайских татар. Впрочем, они уже не были такими мощными и частыми как в прошедшие века.

В 1650-1651 годах последний раз обновлялись деревянные стены v башни Переяславля-Рязанского. Воеводе приходилось собирать военные силы и готовить город к обороне в тревожный 1670 год, когда в районе Шацка и Кадома появились отряды сторонников Степана Разина.

Широкими являлись и полномочия воеводы в сфере налогов и финансов. В XVII веке продолжало действовать губное и земское местное самоуправление. Однако его значение в управлении городом и уездом снижалось.Хотя одна из статей «Соборного Уложения» 1649 года и подчеркивала самостоятельность «губных дел» от воевод, в реальной жизни и губные, и земские старосты находились у воевод в прямом подчинении. «Старосты* и «целовальники», выборные лица, которые осуществляли сбор налогов, а также собиравшие таможенные и питейные сборы «излюбленные головы» контролировались воеводами. Все собранные деньги свозились в воеводскую канцелярию («съезжую избу»), оттуда же раздавалось жалование служилым людям.


image004_0002.jpg

Городская улица XVII века. С картины Ю. Кугача.

Известно, что, пользуясь бесконтрольностью в подчиненных им землях, воеводы повсеместно творили злоупотребления. Несмотря на отмену наместнических кормлений еще в предыдущем столетии, воеводы XVII века, в первую очередь, вступали в должность, чтобы «кормиться», то есть пополнять собственные доходы поборами с населения.

Все труднее стало обеспечивать необходимое представительство с мест на Земские соборы. Рязанский воевода Григорий Кириллович Огарев с большим трудом смог обеспечить выборы представителей на Собор 1649 года. Было избрано восемь человек от дворян и детей боярских и лишь один человек от Посада, что составляло значительно меньше нормы. Столь же трудно в Переяславле-Рязанском прошли выборы на Собор 1653 года, ставший последним полноценным Земским собором в истории России.

Центром Переяславля являлся, как и в прежние века, Кремль, или Город. Большая Московская дорога вела через Верхний Посад, застроенный деревянными домами, к Острогу. На его территории располагалась Стрелецкая Слобода (в настоящее время на этом месте находятся школа-лицей №4, Театр на Соборной, обувная фабрика «Рязаньвест» и др.)Внутри Острога слева можно было увидеть церковь Спаса-на-Яру (тогда еще деревянную) и церковь Ильи Пророка.

image006_0002.jpg

Торг на Посаде Переяславля-Рязанского в XVII веке. С картины В. Кузьмина.

Далее—перекинутый через сухой ров мост и знаменитую Глебовскую башню Рязанского кремля.Кремль Переяславля-Рязанского имел еще одиннадцать деревянных башен: Рязанскую, Ипатскую, Тайницкую, Спасскую, Духовскую, Все- святскую, Введенскую и четыре безымянные. Кроме Глебовской было еще три проездные башни. Ипатская стояла на восточной стороне, около Духовского монастыря; Рязанская проездная башня выходила на южную сторону, к торгу. В центре северной стены находилась Тайницкая башня, получившая название от тайного хода, который вел к Трубежу для снабжения водой в случае осады.В XVII веке территория Кремля была тесно застроена. Здесь стояли дворы с домами, принадлежавшие боярам, монастырям, дворянам как местным, так и московским.


pereyaslavl.jpg

Торг на Посаде Переяславля-Рязанского в XVII веке. С картины В. Кузьмина. (Продолжение)

 

До конца XVII столетия не существовало изветного нам Успенского собора. На месте, где он будет воздвигнут, находились «зелейная» (пороховая) и оружейная палаты. Неподалеку располагались приказ сыскныхдел, места заключения и караульные помещения.Возле Спасского монастыря можно было увидеть приказную избу—главное учреждение тогдашней уездной администрации. Неподалеку от проездной Рязанской башни за забором стоял двор воеводы. Внутри двора находился просторный двухэтажный дом, окруженный хозяйственными постройками.Главным занятием жителей города являлись ремесло и мелкая торголя. Наибольшее развитие получили гончарное, кузнечное, ювелирное, кожевенное и деревообрабатывающие производства.Начиная с XVII века местные мастера стали использовать вместо ручного гончарного круга ножной.

image010_0002.jpg

Рязанский кремль. Современное состояние.


В связи с постройкой на Оке в селе Д единово в 1667 году первого отечественного корабля «Орел», по приказу властей туда отправили кузнецов из Переяславля-Рязанского.Ремесленное производство постепенно приобрело товарный характер. Уже к началу XVII века Переяславль-Рязанский стал центром областного (регионального) рынка. На Посаде Переяславля-Рязанского появились новые торговые ряды: Житный, Рыбный, Кузнечный, Орешный, Калашный и Луковый.Заметную роль играл Переяславль-Рязанский и в формировании общероссийского рынка. Этому способствовало его расположение на среднем течении Оки. По реке можно было попасть как в Москву, так и на крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку, проходившую неподалеку от Нижнего Новгорода. Через Переяславль-Рязанский шли пути на юг и юго-восток. Важнейшим из них являлся Астраханский тракт.

Прохождение через наш город этих путей привело к появлению в Переяславле большого количества ямщиков. В XVII веке они селились в центре нынешней Рязани, на берегу Лыбеди; в конце XVIII века Ямскую слободу перенесли в район современной улицы Циолковского.

image012_0002.jpg

Фрагмент интерьера рязанского терема 17 века. Реконструкция.


Крупная торговля находилась в руках небольшой группы богатых купцов. Они считались членами «гостиной» и «суконной» сотен.
В1679 году в Переяславле-Рязанском проживали 10 купцов, входивших в суконную сотню. Наиболее состоятельные из них назывались «гостями». Только получив жалованную грамоту от царя, можно было стать гостем. В конце XVII века в городе имел дворы гость Василий Шустов. Стояли в Переяславле-Рязанском и дворы Строгановых, богатейших в стране
торговцев солью.Хозяйства подавляющей части жителей Переяславля-Рязанского носили полунатуральный характер. Даже влиятельные и зажиточные люди значительную часть продовольствия не покупали, а производили в собственном хозяйстве. В каждой городской семье занимались земледелием, огородничеством и животноводством; имели наделы пахотной
и огородной земли.

Находившаяся в районе современной площади Свободы церковь Воскресения Господня называлась в народе «Воскресеньем Сгонным». Около нее собирали в летнее время домашний скот для выгона в луга.
Расположенные вблизи города реки Ока, Трубеж, Лыбедь, многочисленные протоки, старицы, озера и озерки способствовали развитию рыболовства. Для жителей Переяславля-Рязанского это являлось не развлечением, а важным хозяйственным занятием. По данным археологии более 40% улова составляли осетровые породы рыб.

Переяславль-Рязанский в первой половине XVIII века

Правление Петра I Великого (1682-1725) вошло в отечественную историю как время реформ. Они затронули все сферы жизни российского общества. Экономические и политические преобразования, тяжелая, но победоносная Северная война, утверждение на берегах Балтийского моря превратили Россию в значимую европейскую державу. Активная внешняя и внутренняя политика потребовали огромного напряжения всех сил страны.

Петровские реформы и наш город

Мать Петра I , Наталья Кирилловна Нарышкина, и ее родственники были тесно связаны с Рязанской землей. Отец царицы, Кирилл Полуэктович Нарышкин, и ее младший брат, Лев Кириллович, возглавлявший Посольский приказ, имели дома и дворы в Переяславле-Рязанском.Петр Великий, в отличие от других царей, много ездил по стране, бывал за границей. Дважды он проходил мимо нашего города по Оке. Впервые — в 1695 году. Караван судов, на одном из которых находился «бомбардир Преображенского полка Петр Алексеев», останавливался на ночлег напротив Переяславля, на левом берегу Оки. Второй раз это случилось в 1722 году, когда император отправлялся в Персидский поход. В честь приезда государя в нашем городе устроили артиллерийский салют.Основное внимание царя-реформатора было направлено на берега Балтийского моря и другие окраинные земли России. Рязанский уезд, как и прочие центральные районы страны, в глазах Петра I являлся, прежде всего, источником денежных, материальных и человеческих ресурсов.

Когда под Нарвой русская армия потеряла всю артиллерию, в Переяславль-Рязанский весной 1701 года пришел приказ снять с церковных колоколен часть колоколов. В Москву, на Пушечный двор, для отливки новых орудий доставили 355 пудов и 35 фунтов колокольной меди (около 6 тонн).В 1702 году городовых казаков из Рязанской земли переселили в низовья Дона—для укрепления границы с Османской империей.

 image002_0003.jpg

Император Петр Великий. Светлейший князь А. Д. Меншиков.С гравюры Я. Хубракена. Бюст работы К. Растрелли.


image006_0003.jpg

Знамя одного из батальонов Рязанского пехотного полка,
1712 год. Реконструкциям. Шелковенко.

 


Серебряная медаль за победу в битве при Гангуте, которой, в числе прочих, были награждены солдаты и капралы Рязанского пехотного полка.

Серебряная медаль за победу в битве при Гангуте, которой, в числе прочих,
были награждены солдаты и капралы Рязанского пехотного полка
.

В созданном Петром I Балтийском флоте важную роль играли гребные корабли — галеры. В состав размещенной на них морской пехоты включили и Рязанский пехотный полк. В июле 1714 года у мыса Гангут российский военно-морской флот одержал свою первую крупную победу.Рязанцы взяли на абордаж шведский фрегат «Элефант». Рукопашный бой на палубе вражеского корабля длился два часа. Особенно отличился прапорщик Василий Караваев. Там же, на месте боя, раненый, он был произведен лично Петром I в подпоручики. За отвагу в битве при Гангуте офицеров наградили золотыми, а солдат и капралов — серебряными медалями с портретом царя. Последующие шесть лет Северной войны Рязанский пехотный полк участвовал в морских походах и экспедициях на Балтийском море, несколько раз высаживался десантом на берегах Швеции.В1730 году всем полкам российской армии пожаловали эмблемы для ношения на знаменах, шапках, барабанах, бляхах, на оружии и печатях. Эмблемой Рязанского пехотного полка стал герб города Рязани.


image008_0003.jpg

Шейные медальоны офицеров Рязанского пехотного полка,

1731-1762 годы. Реконструкция М. Шелковенко.


В XIX веке полк именовался как 69-й пехотный Рязанский генерал-фельдмаршала Александра Голицына полк. За 215 лет своего существования (до марта 1918 года) он участвовал более чем в 20 войнах, проведя непосредственно в боях около 60 лет; более сотни раз полк участвовал в сражениях с неприятелем.

В 1705 году в Смоленске был сформирован драгунский полковника Николая Геринга полк. Командир погиб в том же году, а с 1708 года полк стал называться Рязанским драгунским полком. Воины-драгуны геройски отличились в 1709 году в Полтавской битве. За участие в ней все офицеры получили особые знаки на шапки, а солдаты—золотые монеты. Участвовал Рязанский драгунский полк и в Прутском походе 1711 года. В войнах России второй половины XVIII века он участвовал под названием Рязанского конно-гренадерского, Рязанского карабинерного и Рязанского кирасирского полка. В 1800 году, во время царствования Павла I , один из старейших полков отечественной кавалерии был расформирован.


image010_0003.jpg

Стефан Яворский.
С гравюры XVIII века.


Митрополит Рязанский и местоблюститель
патриаршего престола Стефан Яворский

Стефан (в миру—Симеон) Яворский стал одним из крупнейших церковных деятелей петровской эпохи.Он родился в 1658 году в семье мелкого дворянина на Правобережной Украине. В те годы шла война восставших под руководством Богдана Хмельницкого казаков и пришедших к ним на помощь русских войск против Речи Посполитой. Родители Симеона, спасаясь от преследований католиков, переехали в расположенный на левом берегу Днепра город Нежин, который входил в состав Российского государства.Заметив интерес мальчика к учебе и книгам, родители отправили его
учиться в Киев, в Духовную академию.Для продолжения образования Симеон Яворский отправился в учебные заведения Вильно, а затем—Львова и Познани. Чтобы попасть в них, он скрыл свое православное вероисповедание.В 29 лет Яворский вернулся в Россию, принес покаяние за «временное отречение от православия» и постригся в монахи под именем Стефана. Будучи монахом, он стал профессором Киевской духовной академии. Огромный успех среди верующих имели проповеди отца Стефана.В 1700 году, оказавшись в Москве, Стефан в присутсвии Петра I произнес яркую речь на похоронах фельдмаршала А. С. Шеина.

Царь-реформатор стремился найти и приблизить к себе образованных и талантливых людей. Поэтому он назначил Стефана Яворского митрополитом Рязанским и Муромским. В том же 1700 году умер патриарх Адриан. Царь не пожелал избрания нового патриарха Святейшим собором и поручил управление церковными делами «местоблюстителю патриаршего престола». На эту должность в 1702 году Петр I поставил митрополита Рязанского и Муромского.В 1721 году Стефан стал президентом Святейшего Синода.

Главный богословский труд Стефана Яворского назывался «Камень веры». В нем излагалось вероучение православной церкви, доказывалась предопределенность всех исторических событий волею Бога, критиковались религиозная доктрина протестантов и стремление светской власти подчинить себе церковную.Став во главе Русской православной церкви, Стефан Яворский редко посещал Переяславль-Рязанский. Однако он уделял много внимания развитию рязанской епархии. Так, при Стефане завершилось строительство Успенского собора.

Поначалу Стефан Яворский принадлежал к активным сторонникам Петра Великого. По мере усиления давления светской власти на церковь, он начал критиковать царя. Петр I запретил Стефану Яворскому произносить проповеди. Суд над царевичем Алексеем усилил противоречия между государем и рязанским митрополитом.Умер Стефан Яворский в Москве в 1722 году. Его прах перевезли в Переяславль и захоронили в Успенском соборе. В 1804 году останки перенесли в Архангельский собор.Преемники Стефана Яворского на кафедре в Переяславле-Рязанском больше не именовались митрополитами, а «по старине» стали называться архиепископами и епископами.

Первые учебные заведения Переяславля-Рязанского

Петр I стремился к распространению образования в стране. При нем в России появились первые светские учебные заведения. В столицах тако- выми стали школы для подготовки кадров по отдельным специальностям,
а в регионах—цифирные школы.Они представляли собой государственные общеобразовательные заведения для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, особое внимание уделялось арифметике с началами геометрии, откуда и произошло название этих школ.

image012_0003.jpg

В палатах знатной рязанки, начало XVIII века. Реконструкция.

В декабре 1721 года в Переяславль-Рязанский прибыл из Санкт-Петербургской Морской академии навигатор Петр Павлов. В данном ему «наказе» предписывалось «дьячих, подъячих, поповых и прочего церковного чина детей от 10 до 15 лет учить арифметике», затем—геометрии и тригонометрии. Окончившим курс надлежало «давать свидетельство в знании вышеозначенных наук твердо», а нерадивых, которые не захотят учиться, велели «жениться не допускать».Этот же «наказ» предусматривал учеников, уклоняющихся от обучения, наказывать по усмотрению учителя «школьными наказаниями», а «бегунов и замеченных в воровстве, отсылать на расправу к воеводе». Петр Павлов должен был подробно рапортовать о ходе обучения в Петербург.Место для цифирной школы, по указанию митрополита Рязанского и местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, отвели в Симеоновском монастыре. Там по приказу воеводы В. А. Ржевского весной 1722 года начали строить две небольшие светлицы и набирать учеников. Как свидетельствуют документы того времени, дело шло «с величайшими затруднениями». И все же к началу занятий набрали 65 учеников.

«Цифирное учение» в школе началось 7 мая 1722 года. Рязанское духовенство было к нему нерасположено, и митрополит Стефан Яворский предписал освободить сыновей священников от «арифметического учения». Воевода с учителем Петром Павловым исполнили распоряжение, поповичей теперь стали обучать только чтению, письму и пению, а все рочие обязывались продолжать «арифметическое учение».Состав учащихся в цифирной школе в последующие годы был невелик. Так, в марте 1725 года Петр Павлов сообщал в Петербург, что обучалось лишь 16 человек.В 1728 году первый рязанский учитель скончался. После этого власти решили присоединить оставшихся учеников к другому учебному заведению, появившемуся в городе,—архиерейской школе.

Поначалу попытка создать архиерейскую школу для обучения сыновей священников предпринималась рязанским епископом Сильвестром в 1724 году. Однако в городе не нашлось людей, пригодных для роли учителя.Школу открыли в феврале 1726 года, уже при епископе Гаврииле. 70 собранных учеников начали обучать славянскому букварю, славянской грамматике и латинскому языку.В1727 году учеников в школе стало 269 человек. Для них потребовались новые помещения, и в 1727-1728 годах при Борисо-Глебском соборе, на его северной стороне, выстроили 5 светлиц со служебными помещениями. Это позволило увеличить число учащихся школы до 340.

Из Петербурга для обучения учащихся этой школы арифметике и геометрии прислали главного артиллериста инженерной команды Стефана Петрова по прозвищу «Вострая Сабля». Из Киевской латинской школы пригласили учителя риторики Кирилла Кондратьева. Была создана специальная школьная контора, которую возглавил Стефан Петров.В 1730 году появился указ императрицы Анны Ивановны об открытии в каждой епархии учебных заведений для подготовки образованных священников. В1741 году архиепископ Алексей преобразовал архиерейскую школу в Латинскую школу с шестилетним сроком обучения. В 1745 году несколько выпускников школы из Переяславля-Рязанского направили для продолжения образования в Московскую духовную академию.В 1748 году злоумышленники подожгли здание школы. Один из учеников погиб при пожаре. После несчастья школа некоторое время размещалась в Троицком монастыре, а в 1752 году, при епископе Димитрии, началось строительство специального школьного здания. Теперь школу стали называть Духовной семинарией. А улицу, на которой она раполагалась,—Семинарской.Так, в Переяславле-Рязанском появилось среднее учебное заведение. Оно носило сословный характер—в ней могли учиться лишь представи- тели духовенства. Благодаря этому учебному заведению, духовенство в XVIII -первой половине XIX веков являлось самой образованной частью жителей Рязанского края. Многие выпускники семинарии поступали чиновниками на гражданскую службу. Из выпускников семинарии вышли первые рязанские учителя и врачи.



По материалам: "Мой родной город Рязань" Изд."Приз" г.Рязань 2007г.






Возврат к списку



   
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рязанской области


архитектурный свод памятников России

Издано под эгидой Министерства Культуры Российской Федерации.

Задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail*
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*