Успенский собор. Экскурсии по кремлю (Архитектурный памятник 1693-1699 г.г.)



Успенский собор. Экскурсии по кремлю (Архитектурный памятник 1693-1699 г.г.)

Успенский собор. Экскурсии по кремлю (Архитектурный памятник 1693-1699 г.г.)

Один из выдающихся архитектурных памятников Рязанского кремля стал Успенский собор датируемый 1693 -1699 годами. Его возводили постепенно.


В 1684 -1692 годах построили собор до глав; в 1692 году собор обрушился; в 1693 году заложили основание ныне существующему собору; в 1704 году переделали главы и кресты;  в 1804 году произвели общеремонтные  работы и переделали гульбище.



Собор является вертикальной доминантой города. Он возведен на самой высокой точке кремлёвского холма выдающимся крепостным зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым.




Zhemchuzhina.jpg


По своим параметрам Успенский собор Рязанского кремля превосходит знаменитые русские храмы: собор Василия Блаженного, церковь Вознесения в селе Коломенском, московский Успенский собор.


Zhemchuzhina_5 copy.jpg

 Общая площадь Успенского собора в Рязани составляет 1600 кв. м., а высота -72 м. Бухвостовым были использованы также внешние зрительные приёмы увеличения высоты здания - трёхъярусная система фасада с членением его поярусными, более тонкими вверху спаренными колоннами, вертикальным расположением окон, а также замена шлемовидных куполов на луковичные.

Zhemchuzhina13.jpg

Такая трёхъярусная система создаёт впечатление, что здание имеет три этажа. На самом деле оно представляет собой один единый объём.

Zhemchuzhina14.jpg

Храм трёхярусный , шестистолпный, перекрыт парусными и сомкнутыми сводами. Кубический объём с трёх - и четырёхчастными сводами. Кубический объём с трёх - и четырёхчастным делением стен поставлен на высокий подклет с открытым гульбище. 

Как произведение древнерусского искусства и архитектуры ХVII века , это грандиозное сооружение, выполненное в стиле нарышкинского барокко, представляет собой органический синтез архитектуры, скульптуры и иконописи. Это выразилось и в пластике его декора, и в разрешении проблемы пространства, когда внутреннее пространство органически связанно с внешним, и особенно в том, что с помощью больших окон разорвана монотонность стен.

Успенский собор

Уникальный деревянный 25 -метровый иконостас Успенского собора. Один из самых высоких в России. Вызолочен в конце XVII века мастерами Оружейной палаты. Царские врата украшены иконами евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея. Резьба по дереву перекликается с мотивами наружной белокаменной резьбы. Мастер Сергей Христофоров. Конец XVII века.

Характерной особенностью архитектуры собора является украшение деталями, выполненными в етхнике резьбы по белому камню, которое не имело аналогов ни в XVII веке, ни в предшествующих столетиях. В сочетании с двухцветным декором собор (кирпично-красный и белый) резьба придаёт зданию необычайно нарядный вид.

Высокие арочные окна и двери обрамляются наличниками и порталами из тонких колонок с поясками, завершающимися фронтонами сложной формы, которые на разных ярусах отличаются друг от друга силуэтом и разнообразием мотивов орнаментов. Основной темой резьбы  наличников является сложный растительный орнамент : виноградные гроздья, листья, цветы, плоды. Белокаменные стройные полуколонны, прочерчивающие фасады снизу доверху, на всех этажах, как и наличники, отличаются друг от друга формой и убранством. 

Рязанский кремль

Возврат к списку



   
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рязанской области


архитектурный свод памятников России

Издано под эгидой Министерства Культуры Российской Федерации.

Задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail*
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*